Штрафы за митинги (экспертный анализ закона)

Текст не мой, см. источник
 
Начиная с 2005 года я участвовал в организации в Ижевске не менее полусотни уличных акций - от небольших пикетов до массовых митингов с участием от 1 до 8 тыс. человек. Кроме того, в 2011 году являлся координатором двух крупных межрегиональных акций: автомобилистов против роста цен на бензин (более 70 городов-участников) и молодых матерей против сокращения «декретных» пособий (пикеты и митинги в 20 городах). Поэтому то, как работает нынешний закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ - по крайней мере в регионах, - знаю не понаслышке и чётко представляю к каким последствиям приведет инициатива "единороссов»  ввести штрафы до 1,5 млн руб. за нарушения на публичных мероприятиях.




То, что поправки «Единой России» направлены против развития массового гражданского движения и на консервацию в стране авторитарного режима, - очевидно, пожалуй, всем.

Но сейчас важны конкретные аргументы в пользу того, что новая редакция закона о публичных мероприятиях:
1) носит репрессивный характер;
2) ограничит конституционное право граждан России «проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31 Конституции РФ), а также избирательны права граждан.


Что известно о поправках?

На сайте Госдумы законопроект еще не выложен, но сообщается, что это просто ужесточенная версия проекта поправок в КоАП (Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), который был внесен еще в апреле депутатом от Общероссийского народного фронта (ОНФ) из фракции «Единая Россия» Александром Сидякиным.

Член ОНФ и «Единой России» Сидякин.

Разница заключается только в том, что, если в апреле г-н Сидякин и другие подписавшие законопроект депутаты-«единороссы» предлагали установить штрафы организаторам акций в размере от 10 тыс. до 100 тыс. руб., а простым участникам от 1 тыс. до 10 тыс. руб., то после событий 6 мая законопроект устанавливает штраф уже до 1,5 млн руб. организаторам и до 900 тыс. руб. участникам. В качестве альтернативы предусмотрены «обязательные работы» на срок от 20 до 240 часов.

Основной аргумент сторонников ужесточения санкций сводится к тому, что нарушения во время митингов часто приводят к серьезным негативным последствиям для общества, а предусмотренные законодательством санкции незначительны (штрафы от 1000 до 2000 руб. для организаторов акций и от 500 до 1000 руб. для простых участников).

На самом деле утверждение о незначительности санкций против «митинговых» нарушителей - это большая ложь.

Штраф в 1000 руб. – это, по сути, наказание за нарушение формальных правил, регулирующих порядок проведения акций. За незаконные действия организаторов и участников митингов, несущие серьезный вред и угрозу обществу, в российском законодательстве предусмотрены вполне жесткие и адекватные санкции – вплоть до административных арестов на 15 суток и уголовного заключения на долгие годы.

В пояснительной записке г-на Сидякина говорится:
«Во многих случаях проведение публичных мероприятий препятствует доступу граждан к месту проживания, работы или учебы, общественным местам досуга и отдыха, а хозяйствующим субъектам к офисным и производственным помещениям; наносит ущерб местам озеленения (цветникам), иным объектам благоустройства территорий, ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию, мешает проезду общественного и специального транспорта, проходу пешеходов».

Однако, во-первых, за ущерб благоустройству, хозяйствующим субъектам и пр. организатор и участники акции могут быть привлечены к возмещению ущерба в гражданско-правовом порядке. Российские граждане при обращении к чиновникам с жалобой на нарушение своих прав уже привыкли получать стандартный ответ – идите в суд. Так вот и тут действует то же правило. Привлечение организаторов митинга к возмещению ущерба через гражданские иски имеет место в российской судебной практике. Если, например, муниципалитету нанесен ущерб на полтора миллиона, пусть муниципалитет требует полтора миллиона возмещения - причём тут штраф?

Во-вторых, целый ряд законодательных норм предусматривает административную и уголовную ответственность.

Навскидку несколько примеров.

Статья 20.18 КоАП РФ. Блокирование транспортных коммуникаций
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций - влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 2500 рублей или административный арест на срок до 15 суток»
То есть к штрафу за нарушение порядка организации митингов могут быть добавлены: 1) гражданский иск на возмещение всей суммы ущерба – будь то 10 тыс. руб., или полтора миллиона, 2) 2 500 руб. штрафа или арест до 15 суток.


Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции…
…Влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Если нарушители закона о митингах выполнили требования полиции – инцидент исчерпан и угрозы общественным интересам нет, если не выполнили – то им грозит арест до 15 суток. Если г-н Сидякин считает, что отсидеть 15 суток в российской тюрьме – это слабое наказание, то пусть попробует провести там хотя бы сутки.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, <…> сопровождающееся <…> уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Очевидно, что масштабный ущерб городскому хозяйству и общественному спокойствию может быть нанесен, если участники митинга участвуют в массовых беспорядках. В этом случае наступает уже уголовная ответственность.

Статья 212. Массовые беспорядки
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, - наказывается лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.
2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.
3. Призывы к массовым беспорядкам <…> наказываются ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.


Есть и отдельная статья в отношении драк с полицейскими без применения оружия

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
Здесь наказание составляет либо штраф до 200 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Таким образом, новый законопроект депутатов ОНФ и «Единой России» призван не столько ввести адекватное наказание за нарушение правил проведения публичных мероприятий, сколько сделать невозможным нормальное проведение массовых публичных мероприятий оппозиции.

Почему я так считаю? Рассмотрим ныне действующий закон о митингах №54-ФЗ.

Формально закон, в полном соответствии с 31 статьей Конституции РФ, предполагает уведомительный, а не разрешительный характер проведения публичных мероприятий. Организатор подает в адрес властей уведомление о своем решении провести митинг, шествие или пикетирование. Муниципалитет или орган региональной государственной власти обязаны оказывать содействие организатору.

Однако в законе есть норма, которая фактически позволяет муниципалитету создать для организаторов из оппозиции непреодолимые препятствия в нормальной организации и проведении акции – особенно массовой.

"Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, <…> если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия" (ст. 5, ч.5).

Несколько случаев из собственной практики.

10 апреля 2010 г. Координационным Советом гражданских действий Удмуртии (КСГД) были запланированы митинги и демонстрация с 2 тысячами участников от Центральной площади до здания мэрии. В ответ городские власти неожиданно назначают «массовые праздничные гуляния» «С Днем рождения, любимый город!», хотя официальный День города у нас только 12 июня. Нам же предлагается перенести время или место акции, идут угрозы со стороны силовых структур. Естественно, мы не можем перенести митинг без ущерба для его численности, люди уже оповещены. Наши юридические аргументы о незаконности действий чиновников отвергаются. За сутки до акции администрация г. Ижевска дрогнула и все-таки была вынуждена частично согласовать проведение акции – только в части демонстрации, но не в отношении митингов.
Тем не менее, еще вечером накануне митинга в 16.37 на сайте Прокуратуры Удмуртии появляется заявление: «Законных оснований для проведения запланированного мероприятия не имеется, граждане, которые примут участие в мероприятии, в случае нарушения общественного порядка могут быть привлечены к предусмотренной законом ответственности».


В результате, на наш митинг собирается все-таки не менее 1000 человек, а на небольшом «кусочке» огромной Центральной площади идет концерт коллективов художественной самодеятельности, - вот и все «праздничные гуляния».


Полиция выставляет кордон на пути демонстрации к зданию «мэрии».


Площадь перед зданием мэрии, где согласно официальному плану мероприятий, должно проходить «открытое первенство по мотомногоборью», перекрыта милиционерами и омоновцами.


На деле «мотомногоборье» выглядит так – пустая площадь и полтора десятка никем не востребованных мопедов и квадроциклов под присмотром ответственных за них лиц.

Мы вынуждены принимать резолюцию акции протеста на небольшом пятачке перед милицейским оцеплением. Подведение итогов акции трактуется полицией как несанкционированный митинг. Поскольку резолюцию зачитывал я, меня штрафуют, насколько помню, на 1000 руб. за нарушение порядка проведения публичных мероприятий. Хотя к ответственности привлекать надо было бы городские власти

Абсолютно аналогичная ситуация имела место 9 июня 2011 года на акции против роста цен на бензин с участием 500 человек и 250 автомобилей. Горадминистрация заявляет нам, что как раз на это время, она уже запланировала у мэрии чемпионат города по фристайлу и скейтингу, приуроченный к празднованию… опять же Дню города. В итоге никакого чемпионата опять же не было, а на огороженной территории шел наспех придуманный чиновниками малочисленный праздник «Мороженое против пива» с выступлениями нескольких спортивных коллективов – каратистов и гимнастов.

Все повторяется. Митингуем "сбоку", на том же месте.


Большую часть из 250 автомобилей участники акции были вынуждены оставлять во дворах окрестных домов.

Еще один пример - отказ в проведении на Центральной площади 3 октября 2010 г. выборного митинга «Патриотам России», по списку которых в Гордуму шли наши гражданские активисты. Предложено было изменить место на парк им. Кирова (окраина города). Кандидатом-«единороссом» якобы раньше нас на этом месте уже был заявлен митинг «воинов-афганцев» с участием полутора тысяч человек.

Однако в заявленный час огромный квадрат Центральной площади, огражденный переносными конструкциями, пустовал. Лишь с самого его края кругами ездили несколько юных мотоциклистов. Вместо митинга его организаторы объявили «День школы мотоспорта», на который приглашались дети от 5 до 16 лет и их родители. «Единороссы» традиционно уже для Ижевска прикрылись детьми.

Вот он - "полуторатысячный" митинг «воинов-афганцев», заявленный членом «Единой России».


А это наш пикет, который мы вынуждены проводить на другой стороне улицы вместо заявленного в полном соответствии с законом митинга на Центральной площади.

В марте этого года, зная поганую привычку властей Удмуртии устраивать провокации и натравливать полицию на оппозицию, активисты движения «За честные выборы» подали заявки на три разных дня – на 5 марта у здания Госсовета УР, где располагается ЦИК УР, 9 и 10 марта - на Центральную площадь. И на все заявки от чиновников были получены отказы. Согласно полученным ответам, выходило, что территория перед Госсоветом УР 5 марта будет занята митингом «Единой России», а вся Центральная площадь в выходные дни – пикетом «Молодой Гвардии Единой России» (причем с утра до вечера!), и митингом «официальных» профсоюзов по заявке их руководителя, члена Политсовета УРО «Единой России» Сергея Шерстобита.
Однако 9-го никакого пикета «нашистов» обнаружить не удалось в принципе, а 10-го весь митинг многотысячных профсоюзов свелся к странному пикету из двух человек с транспарантом «Будущее за нами!».


"Тысячи" участников митинга "единороссов".

Я специально привожу так много примеров (они могут быть и продолжены), чтобы показать, что использование «лазейки» в законе чиновниками в интересах «партии власти» не исключение, а система.

Да, часть наших акций успешно проходила согласования. Но это потому, что мы практически никогда не поддавались на провокации и, так или иначе, продавливали наше конституционное право на проведение акции. Следует отметить, что в Удмуртии еще исторически сложилось относительно разумное отношение правоохранителей к акциям протеста (хотя бывали очень острые моменты – особенно в дни приезда в Ижевск первых лиц государства). В целом же в большинстве регионов, по ряду причин, картина гораздо более печальная.

С введением штрафных санкций до 1,5 млн руб. можно не сомневаться, что власти в регионах, да и в Москве, не устоят перед искушением «подставить» и наказать оппозицию и будут целенаправленно «работать» над созданием ситуаций, в которых организаторы акций протеста будут вынуждены или отказываться от их проведения в неудобное время и место или будут попадать под репрессивные меры.

Фактически речь в подобных случаях идет о преступном сговоре между «партией власти» и чиновниками-исполнителями, а иногда и руководством силовых структур, в целях срыва законно планируемых и организуемых мероприятий оппозиции.

Законодательством предусмотрена административная (ст. 5.38 КоАП РФ) и уголовная (Ст. 149 УК РФ) ответственность за незаконное воспрепятствование проведению публичных мероприятий. Законопроект Сидякина, кстати, предполагает также увеличение административных штрафов на должностных за воспрепятствование митингам. Однако не до 1,5 млн руб., а до суммы от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Лицемерие этого жеста состоит в том, что:
1) в уголовном кодексе и так предусмотрена серьезная ответственность для должностных лиц (и штраф в 300 тыс. руб. и даже лишение свободы до 3 лет),
2) это абсолютно неработающая норма в условиях сложившегося в стране и регионах политического режима, который характеризуется срастанием судебной, административно-политической и правоохранительной власти.

Интернет пестрит сообщениями о привлечении к ответственности участников и организаторов митингов, но разве кто-нибудь слышал о наказании чиновника за воспрепятствование акциям протеста?

Авторы законопроекта цинично ссылаются в пояснительной записке на «всех развитых демократических стран мира».

«…Западное законодательство отличается более конкретным и более жестким (по сравнению с российским) набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование «черного списка» для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания). В марте 2012 года в одном из кантонов Женевы (Швейцария) на референдуме был одобрен законопроект об ужесточении правил проведения уличных демонстраций – за участие в уличной акции без соответствующего разрешения или нарушение правила поведения на разрешенной акции устанавливается штраф до 110 тыс. евро или лишение права принимать участие в демонстрациях в течение пяти лет».

Однако ставить на одну доску сложившийся в России режим с «развитыми демократическими странами», где есть независимость судебной системы, нет монополии на власть одной политической силы, не выстроена монолитная «вертикаль власти», велико влияние общественных организаций и профсоюзов, не уничтожена свобода СМИ – просто смешно.

Кстати, и сравнивать негативные аспекты оппозиционных акций в России с тем, что происходит во время массовых демонстраций протеста в Европе, где для радикальной части митингующих стало традицией переворачивать машины и бить витрины, неправомерно. Даже в событиях 6 мая мы видим, что изначально единственное, на что пошла радикально настроенная группа протестующих, - это продавить давлением собственных тел оцеплением ОМОНа. Драки с сотрудниками полиции, начались уже позже – в ответ на задержания без разбору и жестокие избиения участников митинга правоохранителями. Единственный сопоставимый с тем, что имеет место в европейских странах, инцидент имел место в знаменитом бунте на Манежной футбольных фанатов после неудачного матча с Японией, но при чем тут политические митинги?

Особенно серьезно поправки в КоАП ударят по оппозиции в регионах, где большую часть участников акций протеста пока составляют граждане старшего поколения, менее затронутые влиянием Интернета. В условиях негласной политической цензуры в традиционных СМИ (прежде всего ТВ), власти затягивая процедуру согласования времени и места публичных мероприятий вплоть до дня их проведения, будут теперь иметь все возможности сорвать подготовку сколько-нибудь массовых митингов оппозиции. Это приведет к нарушению не только права на свободу собраний, но ограничению гарантий избирательных прав граждан, поскольку массовые митинги являются необходимым элементом избирательных кампаний.

Как это сочетается с завяленным руководством страны курсом на демократизацию хотя бы на региональном и муниципальном уровне – непонятно. Тактически, возможно, власть и выиграет, но стратегически это создает ситуацию завинченного кипящего котла, который рано или поздно взорвётся с самыми непредсказуемыми для общества последствиями.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Путь успеха в робототехнике

В Питер дикарями

Голод закончился